Постсоветский период завершается на наших глазах.
Антикорпоративные и антиавторитарные революционные процессы, развернувшиеся практически во всех постсоветских государствах, сопровождаются кризисом институтов государственности, локализацией и утопическим популизмом, гремучей смесью идеалов потребительского общества с примитивным пониманием свободы на уровне свободы ведения частного бизнеса.
В этой схватке старых корпоративных режимов и слепых романтизированных масс, взорванных несправедливостью и неофеодальной иерархией, практически всегда выигрывает «третья сторона» – либо наиболее хитрая и смелая часть самой правящей корпорации, либо – альянс компрадоров и внешних сил.
И в этом смысле, вторая трансформация развивается еще более хаотично и спонтанно, чем трансформация бывшей советской державы в конце 1980-х-начале 1990-х. В первой трансформации негласный альянс республиканских номенклатурных элит (эдакое антисоюзное «совместное предприятие»), в тесной упряжке с первым трофейным капиталом и криминалом, смог обеспечить переход без больших потерь и потрясений, сотворив СНГ в качестве переходной модели. Во второй трансформации локализация достигла уровня отдельных регионов и даже городов, горизонт проектирования ограничен регионом, и мелкими «цеховыми» или отраслевыми интересами. А социальная программа – вместо новых «национальных проектов» – утопиями «свободной благополучной жизни», «простыми решениями» и «рыночной справедливостью».
В продолжение темы:
Уроки Белоруссии для России: пожизненное правление утомляет народ и власть
Первая Telegram-революция: о координации протестов в Белоруссии
Постсоветская интеграция реальна только после ротации элит внутри России
«Новый номенклатурный класс» эпохи советского индустриального феодализма был сметен пиратами-капиталистами и силовиками-трофейщиками.
На смену последним теперь приходят романтики-лавочники и циники-торгаши и все это – в онлайн и 3D. Гуманитарный «гумус» содран медиакратией и технологической прислугой корпоративной власти.Держите голову двумя руками. Вторая трансформация только набирает обороты. И какой пост-постсоветский мир будет рожден в этом процессе – «новое возрождение» или «смутные времена» – еще сложно предположить.
Слишком наивны участники, и слишком циничны заинтересанты и спонсоры. Слишком высоки ставки вовне, и слишком девальвированы жизни и судьбы внутри. Слишком жестоки стороны и слишком слепы вожди и поводыри враждующих сторон. Пока процессы экономической и социокультурной деградации намного опережают ростки и потенции нового и прогрессивного.
Андрей Ермолаев – украинский философ, руководитель Strategic Group Sofia
Свежие комментарии