Ежегодное послание Дональда Трампа законодателям и к нации («State of the Union Аddress» — «Послание о положении страны») оказалось предвыборной речью. Это было ожидаемо, но готовность президента отказаться даже о малейших попыток скрыть предвыборную стилистику смотрелась особенно впечатляющие на фоне завершающегося импичмента и той организационной катастрофы, которая произошла на кокусах Демократической партии в Айове
Дональд Трамп однозначно находится в выигрышном положении по сравнению со своими оппонентами, но не только потому что у него есть хорошо известное политологам и статистикам «преимущество действующего президента» (так называемый «incumbent advantage»), а потому что положение американской экономики дает ему возможность на полную катушку пользоваться его любимым трюком, которым он идеально владеет со времен работы в сфере коммерческого и жилого девелопмента.
Любой риэлтер подтвердит, что одним из наиболее эффективных способов продать объект недвижимости является идентификация клиента, который плохо разбирается в недвижимости, не знаком с районом, в котором проходит сделка, и которому можно безнаказанно показать все достоинства объекта без упоминания минусов. В лице американского избирателя, который ничего не понимает в макроэкономике и бюджетной политике, Трамп нашел именно такого коллективного клиента которому можно убедить заплатить за второй президентский срок Трамп своими голосами.
Именно в этом регистре следует слушать или читать выступление президента, в котором подчеркивает экономические достижения, которые в официальной статистике действительно зафиксированы, при этом не упоминая способы достижения этих статистических показателей или предлагая аудитории поверить в откровенно фейковые объяснения произошедшего. Стилистика выступления президента осциллирует между риторикой продавца подержанных автомобилей и риторикой отца семейства, который только что взял большой кредит, накупил детям и жене дорогостоящих подарков и упивается их обожанием, гоня прочь мысли о графике кредитных платежей.
По версии президента, США наконец-то начали снова уважать в мире, безработица находится на максимально низких уровнях, а бедность сокращается рекордно низкими темпами, и все это благодаря жесткой внешней политике и резкому сокращению налогов на американские корпорации.
Возвращение уважения к США — это субъективная оценка, которую трудно проверить статистикой, но опросы почти по всему миру демонстрируют, что к США начали относиться хуже, хотя с точки зрения Белого дома это вполне может быть признаком как раз возросшего авторитета Вашингтона. С экономикой — проще. Даже оставив за скобками дискуссии о валидности американских статистических данных, нельзя не заметить правоту консервативных критиков президента, которые отмечают искусственность достигнутых показателей.
С точки зрения обывателя, Трамп — волшебник. Ему удалось одновременно снизить налоги на бизнес, обеспечив стимулирование создания рабочих мест, а и оставить практически нетронутыми социальные расходы бюджета — то есть он совместил все лучшее, что может быть в президентском сроке республиканца и демократа. Волшебства на самом деле нет, и фокус вскрывается просто — колоссальное ускорение роста бюджетного дефицита (выпадающие доходы от корпоративных налогов компенсировал именно бюджетный дефицит) плюс колоссальное ускорение роста заимствований на внутреннем и внешнем финансовом рынке. В тексте выступления президента, слово «долг» не упоминается ни одного раза, слово «дефицит» — тоже ни одного, а слово «бюджет» упоминается только один раз в контексте программы обучения школьников рабочим профессиям.
Совсем недавно, в ноябре 2019, председатель Федеральной резервной системы США, то есть глава американского центрального банка, Джером Пауэлл с грустью напомнил конгрессу, что госдолг США растет значительно быстрее, чем американский ВВП и это — «unsustainable» — ситуация, которую нельзя поддерживать в текущем состоянии в будущем.
Но все дело в том, что Дональду Трампу не нужно чтобы эта ситуация продолжалась бесконечно. Ему нужно чтобы экономическое чудо, на котором в общественном сознании висит бренд «сделано Трампом», продержалось до выборов. Шансы на то что рядовой избиратель обратит внимание на то что экономическое чудо сделано не по лекалам Рейгана, а скорее по лекалам Чавеса или какого-нибудь диктатора из типичной банановой республики (и закончится так же плохо) — в любом случае нулевые.
https://news-front.info/2020/02/05/chto-povedal-amerikanczam...
Свежие комментарии