Европа должна стремиться к тому, чтобы соперничество между США и Китаем не имело для нее негативных последствий в определенных регионах мира, особенно в Африке.
Жозеп Боррель. Фото: irozhlas.cz
Об этом в статье для Европейского совета по международным делам пишет верховный комиссар ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель.
Глава европейской дипломатии напоминает, что американский Национальный совет по разведке спрогнозировал пандемию коронавируса и очаг его распространения в ноябре 2008 года.
«А уже в 2018 году, президент Барак Обама указал на риски возникновения пандемии, выступая с лекцией на конференции в Массачусетском медицинском обществе, посвященной столетию Испанского гриппа, который привел к гибели 50 млн человек, иными словами, 2% населения мира в то время.
Билл Гейтс также предупреждал, что следующая глобальная катастрофа примет форму пандемии, вызванной высокоинфекционным вирусом, который быстро распространится по всему миру, и он застигнет нас врасплох. Фактически эксперты по инфекционным болезням годами предупреждают нас об ускорении распространения эпидемий. Сегодня это третий новый бета-коронавирус за последние 20 лет, который смог преодолеть видовой барьер. Поэтому, возможно, было бы полезно спросить, почему международное сообщество не подготовилось к этому должным образом, и как оно могло бы подготовиться в будущем - поскольку очевидно, что Сovid-19 не будет последним», - уверен Боррель.
В Брюсселе считают, что «за последнее десятилетие глобализация усилилась из-за развития цепочек поставок, которые постоянно растут в количестве и объемах».
«Благодаря этим цепочкам поставок, товары могут быть изготовлены путем производства компонентов в разных странах, чтобы минимизировать затраты.
Это облегчается падением транспортных расходов и развитием телекоммуникаций.Цифровизация экономики усиливает эту тенденцию, принося пользу многим развивающимся странам, в частности Китаю, который привлек большую долю производства текстиля и бытовой электроники, а также Индии, где развита фармацевтика.
Более 300 из 500 ведущих мировых компаний работают в Ухане, где и началась пандемия. Расширение цепочек поставок и предельная простота их установки естественным образом подпитывали идею о том, что проблем со снабжением больше не существует, потому что поставки по всему миру осуществлялись в огромном количестве. В итоге своевременная доставка заменила собой запасы. Использование хранилищ стало неэкономичной практикой. Даже те страны, которые были лучше подготовлены к пандемии, с годами ослабили бдительность», - констатирует Боррель.
По его словам, Евросоюз «крайне зависим от Китая с точки зрения импорта ряда товаров, в частности, масок и защитной одежды (50%).
«Кроме того, 40% антибиотиков Германия, Франция и Италия импортируют из Китая, который производит 90% потребляемого в мире пенициллина. На данный момент в Европе не производится ни одного грамма парацетамола. Следовательно, создание стратегического запаса основных товаров позволит Европе предотвратить дефицит и обеспечить их доступность на всем континенте», - констатирует шеф европейской дипломатической службы.
Боррель обращает внимание на тот факт, что «Huawei уже имеет 30-процентную долю на европейском рынке 5G».
Верховный комиссар ЕС ратует за создание «стратегической автономии» и предлагает ее критерии:
«Кризис вокруг Сovid-19 показал, как глобализация повышает уязвимость стран, которые не принимают достаточных мер для обеспечения своей безопасности в самом широком смысле этого слова. Все это должно привести Европу к реализации идеи стратегической автономии, которая, как мы можем ясно видеть, не может быть ограничена только военной сферой.
Эта стратегическая автономия должна строиться вокруг шести основных столпов, которые я хотел бы изложить здесь:
- уменьшение нашей зависимости не только в здравоохранении, но и в области технологий будущего, таких как батареи и искусственный интеллект;
- не позволить игрокам рынка за пределами Европы взять под контроль нашу стратегическую деятельность, что требует четкой идентификации этих операций;
- защита нашей критической инфраструктуры от кибератак;
- обеспечение того, чтобы наша автономия в принятии решений никогда не была подорвана офшорингом определенных видов экономической деятельности и создаваемой зависимостью;
- расширение регулирующих полномочий Европы в отношении технологий будущего с целью предотвращения пагубного влияния других стран;
- проявление лидерства во всех областях, где отсутствие глобального управления разрушает многостороннюю систему».
«Без сомнения, этот кризис обострил китайско-американские отношения и обнажил угрозу международной безопасности через многоплановый конфликт между этими двумя странами. Как сказал мне генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, США, Китаю и ЕС придется тесно сотрудничать, чтобы выйти из кризиса. Но если бы вместо напряжения отношения между США и Китаем, этот кризис бы привел к решению проблем между ними, роль Европы была бы еще более важной.
Европе необходимо обеспечить, чтобы это соперничество не имело негативных последствий в определенных регионах мира, в частности, в Африке, которой потребуется реальная финансовая поддержка для борьбы с пандемией. G20 и Международный валютный фонд объявили мораторий на выплаты по долгам для беднейших стран. Это решение несомненно принесет облегчение многим. Но этого явно недостаточно. Все страны-доноры, включая Китай, должны работать над списанием долгов. Страны со средним уровнем дохода также будут затронуты кризисом и будут нуждаться в поддержке, как отмечают многие лидеры и экономисты в Латинской Америке», - резюмирует Боррель.
Свежие комментарии